Селение Киш, в котором находится церковь св. Елисея, расположено в нескольких километрах от Шеки и крепко связано с этим древним Азербайджанским городом своей историей и культурой.
Область Шеки (Шаки) была одной из левобережных гаваров — областей Кавказской Албании, занимающих предгорную территорию, граничащую с областями Кабала, Камбисена и Лпиния (1, с. 96). В трудах античных авторов, оставивших сведения об Албании, левобережные области занимают довольно большое место. Как известно, здесь недалеко от границ Иберии находилась храмовая область Селены. Столичный город Кабала, по сообщениям исторических источников и материалам археологических раскопок был одним из крупнейших развитых городов на Кавказе. В этой части Албании сохранились наиболее значительные по художественной ценности памятники зодчества раннесредневекового (доарабского) периода: Кумская базилика, Лекитский и Мамрухский храмы, монастырский комплекс Едди килсе и другие. Археологические раскопки в Кабале выявили остатки строений и крепостных стен крупного города, расположенного вблизи от торговых путей, соединяющих Черное и Каспийское море. Непосредственное соседство со столичной областью Кабала еще в дохристианский период создали благоприятные условия для развития Шеки. И неслучайно, что именно территория Шеки была избрана св. Елисеем для проповеди христианства и строительства первой церкви.
По сравнению с городом Шеки селение Киш имеет более благоприятное географическое расположение. Селевые потоки, идущие по руслу реки Боюк-чай, не наносили большого ущерба деревне, находящейся на возвышении. Окружающие селение горы и ущелья создавали благоприятные оборонительные условия. Есть сведения о том, что правители Шеки во время вражеских нашествий укрывались именно в Кишской крепости. О богатой истории селения свидетельствуют знаменитая церковь, крепость «Гялярсян гёрярсян», остатки оборонительных стен, просматривающиеся в разных частях селения. Интересно и само название деревни – Киш (Гиш, Гис.), повторяющееся и в других странах Востока.
Современный Киш делится на ряд мехелле. Интересны связанные с историческим прошлым этих мест названия мехелле: Гявян, Хантамар, Мафлар, а также Лайишляр, Чоур, Дохун и другие. Церковь находится в Мафлар мехеллеси. Название Мафлар, местный филолог и историк Вагиф Аслан, считает происшедшим от слова маг – зороастрийский жрец, аналогичное толкование он дает и названию «гявян».
Церковь в селении Киш обладает особым статусом среди албанских памятников. Она имеет ценность не только как архитектурный памятник, но и обладает выдающейся исторической ценностью. История возникновения церкви связана с историей распространения христианства в Кавказской Албании. Наличие в исторических источниках сведений о строительстве церкви апостолом Елисеем, является неопровержимым свидетельством апостольского начала древнейшей на Кавказе самостоятельной албанской церкви.
История, сохранившая церковь до наших дней, оставила современному поколению материальное свидетельство древности, апостольского начала и автокефальности албанской церкви. Церковь в Кише является замечательным историческим памятником, символизирующим начала христианства не только в Кавказской Албании (Азербайджане), но и на Кавказе в целом 2000 лет тому назад. В этом ее главная ценность.
Удовлетворительная сохранность этого древнего памятника христианства в регионе, заселенном мусульманским населением, говорит о веротерпимости и уважительном отношении к памятникам культуры со стороны азербайджанского народа. Научная общественность нашей страны должна быть благодарна жителям селения Киш за бережное отношение к этому уникальному памятнику истории.
Ценные сведения об истории церкви в селении Киш оставил Моисей Калакатуйский в «Истории албан». Историк связывает строительство первой христианской церкви в Албании с именем просветителя св. Елисея.
« …по вдохновению св. Духа, Елисей рукополагается рукой св. Иакова, брата Господня, бывшего первым патриархом Иерусалима. Елисей получив себе в удел восток, направив путь из Иерусалима в Персию, заходит к маскутам, избегая Армению, и начинает проповедовать в области Чога и уча многих в разных местах заставил их познать спасение. Оттуда он пришел в область Ути, в город Согарн с тремя учениками, родственники которых некоторые беззаконники, погнались за ними и один из пяти учеников получил от них кончину мученическую. Два других ученика оставили блаженного Елисея и пошли за мужами – убийцами. Но святой первосвятитель прибыл в Гис, устроил церковь и принес бескровную жертву. На этом месте возникли первые церкви наши, митрополия и просвещение (2, с.6)
По традиции «местечко Гис» идентифицируется с селением Киш Шекинского района, а церковь, построенная Елисеем, идентифицируется с церковью селения Киш. Эта точка зрения подтверждается многими свидетельствами деятельности св. Елисея в левобережной Албании. Эта часть территории Албании в грузинских исторических источниках именуется Элисени. Многие церкви здесь носят имя св. Елисея. Конечно, современная постройка никак не может быть отнесена к столь раннему периоду. Однако, обнаруженные археологическими раскопками в церкви и на ее территории древние фундаменты, культовые погребения и утварь, говорят о том, что церковь стоит на участке, издревле почитаемом как место поклонения, и ее наиболее древняя постройка относится к первым векам нашей эры.
Трудно предположить, что св. Елисей действительно построил церковь в современном понимании этого слова. Возможно, он установил на этом месте алтарь и «принес бескровную жертву», или же приспособил для этого существующую уже языческую культовую постройку. Известно, что в раннехристианский период под церкви часто приспосабливались храмы языческих культов. В любом случае известие о строительной деятельности Елисея относится к тому месту, на котором сейчас стоит церковь селения Киш. Такое мнение высказывали многие ученые историки и архитекторы, в том числе З.Бунятов, Д.Ахундов, Ф.Мамедова, Г.Чубинашвили и другие.
В «Истории албан» селение с названием Гис упоминается еще раз в связи с событиями начала V века. В главе XXVII I-ой части «Историческое повествование о Месропе и товарищах его». Каланкатуйский пишет, что возвращающийся из Иерусалима Маштоц «проходя по дороге в Армению, достиг пределов Востока в области Ути и расположился жить в болотистых местах, покрытых мхом у места, называемого Гис. Он утвердил веру возобновленной церкви и проповедование Евангелия распространил в стране Утиев, в Агвании, Лпинии, Каспии и в ущелье Чога» (2, с. 70).
В данном отрывке выражение «утвердил веру возобновленной церкви» некоторые исследователи воспринимают упрощенно, как «отремонтировал старую церковь». На наш взгляд, слово «церковь» здесь нужно понимать как «религию», и смысл выражения состоит в том, что Маштоц возобновил христианскую религию в тех местах, которые перечисляются дальше по тексту. Насколько соответствует исторической действительности это сообщение судить не нам, а историкам. Одно несомненно, никакой информации о строительстве эта цитата не содержит.
Далее автор пишет, что, побывав у народов, поселившихся у великой горы Кавказ – гаргаров, камичков, гефаласов и, обратив их в христианство, он «воротился и жил в болотах, скрываясь от угрозы свирепых князей и в тайне ежедневно утверждая церковь божью», т. е. тайно проповедуя христианство. После этого он и его ученики покидают эти места, разбившись на две группы. «Половина первой части думала выбраться из области Мецкогман» (2, с.71). Этот отрывок очень важен для определения местонахождения того местечка Гис, в котором, согласно источнику, жил Месроп. Это место в области Ути, недалеко от области Мецкогман. Область Мецкогман – это один из гаваров Арцаха, правобережной провинции Кавказской Албании, граничащей с провинцией Ути, располагался между горной цепью Муровдага, левобережьем Тарги и Тертера и правобережьем Куракчая. Таким образом становится очевидным что Гис, в котором скрывался Маштоц находился в правобережной Албании и никак не может быть идентифицирован с Кишем в области Шеки, горной деревней, в окрестностях которой нет ни одного болота. Кроме того обращает на себя внимание и то, что сообщая о Гисе, в котором остановился Маштоц, М. Каланкатуйский даже не упоминает о св. Елисее, и построенной им церкви. Объяснение здесь может быть лишь одно, а именно: речь идет о разных церквях.
Таким образом, сведения М. Каланкатуйского, связанные с проповеднической деятельностью Маштоца не имеют никакого отношения к Кишу и его церкви.
Албанский историк Киракос Гандзакский в своей «Истории» повторил сведения «Истории албан» о проповеди св. Елисея и построении церкви в сел. Киш (3). В период всего средневековья Киш оставался епископским центром. Здесь по свидетельству Вахушети находилась кафедра епископа Элисени, Цукети и Шеки (4).
Селение Киш упоминается А. Бакихановым в связи с событиями XVI века, когда Шекинская провинция была подчинена Шахом Исмаилом. Потомственный владетель провинции Хасан-бек, один из потомков Ширваншахов, страдающий от набегов Грузии, обращался за помощью к Шаху Исмаилу. После его смерти сын его Дервиш Мухаммед хан отказался подчиниться власти Шаха. Шах Тахмасиб лично пришел в Шекинскую провинцию и предложил Дервишу подчиниться. Тот ответил отказом и укрепился в трех крепостях: Киш, Гялярсян-Гёрярсян и в крепости на одной из гор Кавказа. После упорных боев крепости Дервиша были захвачены. Крепость Киш была разрушена до основания (5, с.100).
В 50-60-ых годах XIX века, переселенные сюда главнокомандующим русскими войсками на Кавказе генералом Паскевичем армяне отремонтировали церковь и приспособили ее к своему богослужению (6, с. 27).
Художественное значение церкви в с. Киш определяется тем, что это одна из церквей типа «купольная зала», созданная в раннесредневековый период. Кладка церкви, идентичная кладке стен таких значительных памятников V-VII веков как Едди килсе и Мамрух, несомненно, относится к доарабскому периоду зодчества Албании вероятнее всего к V-VI векам. В то же время верхняя, купольная часть церкви и верхняя часть боковых стен, оформленная несколько возвышающимися щипцами, несомненно, принадлежит более позднему времени. Это, по всей вероятности, продукт «переходного» периода в албанском зодчестве, охватывающего IX-XI века. Сформировавшийся окончательно в этот период облик церкви на наш взгляд представляет большую архитектурно-художественную ценность как продукт эволюции зально-сводчатых церквей и трансформации их в купольные залы.
Диспропорцию и искажение в облик церкви вносят элементы, полученные ею во время ремонтных работ в XIX веке. Это – столб оставшийся от четырехарочного притвора, штукатурка, искажение дверного проема, чрезмерное завышение и выдвижение вперед алтарной части, завышение барабана купола и металлический шатер на нем. Все эти позднейшие наслоения мешают эстетическому восприятию церкви и искажают ее истинный облик. Архитектурно-археологическое исследование церкви позволило придти к единственно правильному решению, а именно, удалению позднейших наслоений и реставрации церкви в том виде, в каком она была до ремонта в XIX веке.
Историческая уникальность и архитектурно-художественная ценность церкви св. Елисея в Кише требует бережного и внимательного отношения к ее охране и использованию. На наш взгляд, церковь после реставрации должна превратиться в музей истории христианства в Кавказской Албании – Азербайджане. В самом здании церкви и на ее территории могут экспонироваться ценные исторические, библиографические и археологические материалы. Возможно и сохранение для демонстрации отдельных небольших по площади частей архитектурных раскопков. Территория памятника должна стать центром для проведения культурных и научных мероприятий, связанных с историей Кавказской Албании.
Учитывая прекрасную природу и здоровый климат Киша, а также наличие уникальных памятников архитектуры в самой деревне и в радиусе нескольких десятков километров от нее, селение Киш должно стать крупнейшим туристическим объектом в Шекинском районе.
Литература:
1. Ф.Мамедова. Политическая история и историческая география Кавказской Албании (III в. до н.э.-VIII в. н.э.). Баку, Элм, 1987.
2. Каланкатуйский Моисей. История Албан (пер. К.Патканова). СПб, 1981.
3. Киракос Гандзакский. История (пер. Тер-Григорьяна). Баку, 1946.
4. Вахушти. География Грузии. Тбилиси, 1941.
5. А.Бакиханов. Гюлистан-и-Ирам. Б., 1991.
6. А.С.Хаханов. Экспедиция на Кавказ в 1892, 93, 95 гг. МАК, т. VII, М., 1898.
Мамедова Гюльчохра Гусейн кызы доктор архитектуры ректор Азербайджанского Университета Архитектуры и Строительства