Председатель Удинской христианской общины Роберт Мобили, внесший большой вклад в восстановление албанской церкви в селе Нидж Габалинского района, поставил перед собой большую и амбициозную задачу – восстановить религиозные права удинов.
Он намерен вернуть албано – удинской общинедревние албанские церкви Южного Кавказа, больше известные как армянские и грузинские. Кроме того, он намерен обратиться ко всему христианскому миру с призывом вернуть удинам храм в Иерусалиме, ловко перехваченный армянской церковью.
Прадед самого Р.Мобили был удинским священником, а сейчас в селе Нидж нет ни одного священника. Что же касается церквей, то, по его глубокому убеждению, некоторые церкви Карабаха, Гаха, Лачина, Кяльбаджара и Газаха – историческое и духовное наследие удинов, и должны принадлежать им. «Исторической правдой является также то, что памятник, именуемый грузинами монастырем Давида Гареджи, на самом деле тоже является древней албанской церковью», — утверждает Р.Мобили.
Возрождение Албанской христианской церкви было политическим шагом? — Определенная политическая подоплека, конечно, есть, хотя мы и стараемся держаться подальше от политики. Во-первых, удины были до недавнего времени единственным этносом на европейском пространстве, не имеющим духовного центра и, соответственно, официальной религиозной принадлежности . Как известно, в 1836 году указом Николая I Албанский католикосат был упразднен, а все его приходы были переподчинены Эчмиадзинскому католикосату, в итоге удины, в знак протеста отказавшись от церкви , остались без духовного центра. Эта несправедливость вот уже более 170 лет сопровождает наш народ, и мы решили покончить с этим. Во-вторых, Азербайджанское государство, поддерживая нашу общину, решает и ряд своих проблем. Ведь с политической точки зрения официальные территориальный претензии к Азербайджану его соседей обосновываются и с религиозных позиций, то есть, используется историческая религиозная аргументация. Случай с монастырем Давида Гареджи чем не доказательство? Если мы будем входить в грузинскую церковь, то завтра будут территориальные претензии к нам. Поэтому мы против того, чтобы наша церковь была подчинена какому-либо религиозному образованию. Любое подчинение нашей церкви означает политические претензии в будущем, что для нашего народа будет еще одним ударом.
А как восстановление вашей церкви было встречено в религиозных кругах Азербайджана? — На церемонии открытия церкви было много представителей различных религиозных общин из всех районов Азербайджана. Это означало признание мусульманской конфессией удин как самостоятельного народа, и если у кого-то раньше к нам было ложное отношение, даже принимали за армян, а наше вероисповедание считали григорианским, то сейчас это заблуждение объяснилось, а это – победа нашего народа.
Помимо восстановления исторической справедливости, что это принесет Азербайджану? — Однозначно, что это благотворный для нашей страны шаг. Если мы и дальше будем продолжать подобную политику, восстанавливать при активной поддержке государства христианские храмы и святыни на территории Азербайджана, это обязательно позитивно скажется на понимании нашей страны соседними , особенно христианскими государствами. Это наша общая история, история Азербайджанского народа, а не история только удин. И если мы сейчас не возродим этот важнейший исторический пласт, то в будущем столкнемся с новыми территориальными проблемами.
Какова мировая реакция на появление «старой» новой церкви? Сколько удин проживает в Азербайджане и сколько прихожан посещает храм в Нидже? — В Азербайджане проживают порядка 6 тысяч удин, а в самом Нидже компактно обитают 4600 человек. Службу в храме посещают около 100 прихожан. Пока у нас есть проблема – нет епископа, и мне приходится по воскресеньям ездить в Нидж и проводить службу. Что касается реакции, то наша церковь была официально признана Русской Православной церковью и освящена Владыкой Александром – епископом Бакинским и Прикаспийским.
Можно ли вашу церковь называть Албанской апостольской церковью, учитывая тот факт, что ее основателем был апостол? — Можно, но над этим еще надо работать, иметь не один действующий храм, а сейчас он только один.
Кому будет подчиняться Албанская удинская церковь? — Она ни от кого не будет зависеть, как Константинопольская, Александрийская, Коптская или Эфиопские церкви.
Газета «Хазри». №99 (159), от 6.06.2007г